Интерьер с индийским ликом
Индия — страна, где прошлое и будущее смешались в самых невероятных пропорциях: даже слова «вчера» и «завтра» звучат на языке хинди одинаково. Все, что в остальном мире считается несовместимым и взаимоисключающим, на этой удивительной земле сливается в единое гармоничное целое...
Интерьер с индийским ликом
Индия — страна, где прошлое и будущее смешались в самых невероятных пропорциях: даже слова «вчера» и «завтра» звучат на языке хинди одинаково. Все, что в остальном мире считается несовместимым и взаимоисключающим, на этой удивительной земле сливается в единое гармоничное целое...
Все краски жизни
Древние ремесла и высокие технологии, сибаритство и аскетизм, смелая восточная роскошь и одухотворенность, избыточность и функциональность... Индия обладает уникальной материальной культурой, которая формировалась веками и оказалась как нельзя более подходящей для современного образа жизни.
Здешние интерьеры отличаются яркостью, насыщенностью, сочностью и жизнелюбием. Своей многогранной цветовой гаммой и широкой палитрой фактур национальные традиции обязаны щедрой природе. В распоряжении мастеров издревле было достаточно натуральных красителей, которые дарила им бурная тропическая флора, поэтому у стиля практически нет исключенных или предпочтительных колеров. Одинаково уместны как яркие открытые цвета (красный, бирюзовый, шафрановый), так и нежные пастельные оттенки.
Столь же разнообразен и выбор материалов и фактур — дерево, металл, камень, кость, стекло и эмаль. В недрах этой земли скрывались богатые месторождения самоцветов, поэтому мебель, аксессуары, посуда издавна были украшены сложными инкрустациями из бирюзы, малахита, лазурита, оникса. Омывающий страну океан добавлял в ее палитру кораллы, жемчуг и перламутр. Кроме того, ни одно произведение прикладного искусства не обходится без слоновой или верблюжьей кости. Особенно много и охотно ремесленники работали с деревом, тем более что окружающие джунгли дарили им немало ценных фактур: тик, орех, розовое дерево, бамбук и тростник, а также многочисленные виды лиан, подходящих для изготовления легкой, удобной и выразительной плетеной мебели.
В Индии предпочитают сохранять естественную фактуру и цвет дерева, однако умеют хорошо защищать деревянные изделия. Жаркий и влажный климат, многочисленные насекомые ставят перед мастерами нелегкие задачи, с которыми те блестяще справляются. Им известны многочисленные техники, продлевающие рукотворным предметам жизнь: специальные естественные пропитки и покрытия, умело подобранные металлические детали служат декором и позволяют изделиям десятилетиями сохранять нужную форму.
Декор
Земля благородных контрастов была обласкана не только природой, но и историей: уже тысячу лет назад тут существовали большие города, куда стекались торговые караваны со всего мира и где богатые магараджи и купцы покровительствовали искусствам и ремеслам. Здесь сохранились давние традиции сложной обработки искусственных материалов — металла и стекла. Как правило, для индийского декора характерны сложные и изящные детали из меди, латуни, бронзы, реже — серебра или золота. Столь же часто используют и стекло: неотъемлемые элементы интерьера — зеркала в массивных, богато отделанных рамах и низкие зональные разноцветные светильники. И прозрачные, и зеркальные элементы используют для создания мебельных инкрустаций и декоративных панно.
Как и все восточные страны, Индия любит текстиль и освоила искусство его создания в совершенстве. Ее интерьеры невозможно представить без ковров, портьер и балдахинов, многочисленных мягких подушек... Характерные ткани, будь то тяжелый шелк, легкий хлопок или уютная шерсть, отличаются ярким и сложным орнаментом, нередко сделаны с добавлением золотых или серебряных нитей. Диванные подушки часто украшают традиционной вышивкой, бусинами из самоцветов, бисером, стеклярусом.
Стиль
Неповторимый индийский стиль — результат не только щедрой природы и долгой истории, но и уникальной культуры. Впитывая влияния Китая, Персии, арабских государств и Европы нового времени, волшебная страна, тем не менее, всегда оставалась собой. Ее культура усложнялась, сохраняя свою самобытность. Например, у соседей-мусульман здешние жители переняли любовь к обильному декору интерьеров, красочным тонким орнаментам, росписи, мозаике, резьбе и инкрустациям. Однако ислам, запрещающий изображать живых существ, ограничивал фантазию художников исключительно растительными и абстрактными мотивами. Индийская культура таких ограничений не знала, и ее орнаменты и росписи активно используют зооморфные и антропоморфные формы: стилизованные изображения богов, героев эпоса, священных животных, миниатюрные жанровые сценки. Кроме того, ей не свойственно преувеличенное изящество, «субтильность» арабского или персидского стиля.
Сочетание традиционной основательности, массивности, даже некоторой брутальности форм мебели с изысканным и сложным декором обладает особенным, своеобразным обаянием. Под влиянием Китая в индийском интерьере появились ширмы: однако и украшения, и функции этого элемента изменились. На Дальнем Востоке подобные элементы призваны прежде всего удобно организовывать небольшие пространства: ночью за ними скрывают спальные зоны, а днем их раздвигают или убирают, чтобы вернуть былой простор. А в Индии они выполняют прямо противоположные задачи: издавна во дворцах с помощью перегородок из тика с ажурной сквозной резьбой или низких ширм из расписанного лака в огромных сводчатых залах создавали уютные интригующие уголки.
Трудно переоценить и влияние Англии: первые поколения колонистов с Туманного Альбиона были весьма консервативны и стремились даже столь далеко от родины вести привычный образ жизни. Не всегда имея возможность привозить гарнитуры из метрополии, леди и джентльмены заказывали мебель европейского образца у индийских мастеров, использовавших местные материалы. Однако постепенно кресла, диваны и столы стали украшать местным орнаментом и декоративными деталями. Впрочем, в XIX веке подобные «вольности» ремесленников уже вовсю приветствовались заказчиками, ведь в самом Старом Свете классицизм тогда сменился романтизмом с его любовью к экзотике: во времена королевы Виктории мебель и аксессуары из «жемчужины британской короны», как называли Индию, украшали не только бунгало английских переселенцев, но и лондонские гостиные.
Стилизация в интерьере
Колониальные империи ушли в прошлое, однако увлечение Европы этой древней страной не только не прошло, но даже превратилось в крепкую привязанность. Для того чтобы стилизовать свой дом под дворец магараджей, сегодня не обязательно отправляться в путешествие за три моря — все необходимое можно найти в пределах Садового кольца. Например, в галерее «Этно Арт»: ее шоу-рум «Интерьеры магараджей» на Кузнецком Мосту хорошо известен московским индофилам и индоманам. Несомненно, стоит посетить и знаменитую «Галерею О», которая одной из первых привезла в столицу интересную этническую мебель, галерею экзотической мебели «Матахари», салон «Зен Арт»...
Для того чтобы придать интерьеру акцент, нет необходимости обладать обширными знаниями в области востоковедения. Достаточно придерживаться свойственных этой культуре принципов организации пространства и отделки, а также дополнить интерьер несколькими выразительными аутентичными предметами. Для восточных интерьеров характерно динамическое чередование обширных торжественных помещений и малых, камерных.
Легче всего создать индийскую атмосферу в просторных комнатах со сводчатыми потолками, с широкими дверными проемами и арочными окнами, уютными нишами и интригующими альковами. Если планировка дома не предусматривает ниш, легко создать приватные зоны с помощью ажурной резной ширмы. Отделка стен может быть достаточно сдержанной: вполне подойдет однотонная финишная или фактурная штукатурка белого, шафранного или голубого цвета. На этом нейтральном фоне особенно выигрышно смотрится выразительная, сложная, богато украшенная дверь — деревянная, сплошь покрытая искусной резьбой и тонкими инкрустациями. Пол желательно выложить натуральным камнем, керамической плиткой или простыми «брутальными» досками, покрытыми прозрачным лаком, который не будет скрывать естественную фактуру. Современный паркет и ламинат категорически исключены.
Обстановка
Мебель, которой предстоит «поселиться» в подготовленном пространстве, должна быть не только самобытна, выразительна, узнаваема, но и вполне функциональна. В гостиной достойное место займет традиционный индийский стол с массивным основанием и резной столешницей, напоминающей снятую с петель индийскую же дверь. К нему подойдет комплект из трех инкрустированных табуретов разной высоты — при необходимости их можно ставить один под другой. Весьма пригодятся и знаменитые резные тиковые шкафы — дамчи (для одежды и белья) и альмади (для посуды, с внутренними полками). Эти массивные величественные конструкции, отделанные латунью или медью, обычно представляют собой более компактные версии огромных шкафов из дворцов древних магараджей.
Не стоит забывать и о соответствующем текстиле: коврах с ярким геометрическим рисунком, тончайшем хлопке со своеобразными набивными рисунками, индийском шелке с его неповторимой шероховатой текстурой. Кроме того, из сари получаются прекрасные шторы, а из кашемировых шалей — скатерти и покрывала. Завершат убранство многочисленные аксессуары: инкрустированные шкатулки из лака или слоновой кости, статуэтки богов из бронзы или сандала, кальяны и шахматные столики, ритуальная посуда из бронзы и меди.
Полезная информация
- Своей многогранной цветовой гаммой и богатой палитрой фактур национальные традиции обязаны щедрой природе.
- Оформить гостиную в индийском стиле вам помогут картина с сюжетом из жизни раджи, диван со множеством подушек, столик с керамическими вставками, пуфы, цветастый шелковый ковер и разнообразные мелкие безделушки из меди.