Велодорожки в городе: за или против
В больших городах развернута кампания по пересаживанию населения на велосипеды. Казалось бы, это экологичная и современная идея. Но всё ли так радужно, и действительно ли велодорожки гармонично вписываются в концепцию современного мегаполиса?
Велодорожки в городе - аргументы "за"
Обустройство велосипедных дорожек подтолкнет многих горожан пересесть на двухколесный транспорт, что вызовет ряд положительных эффектов:
● Улучшится здоровье жителей, которые, имея возможность передвигаться на велосипеде, пересядут на двухколесного друга и, наконец, победят гиподинамию.
● Разгрузится общественный транспорт, уменьшатся пробки, снизится количество выхлопных газов.
● Появится прекрасный способ семейного времяпрепровождения. Родители вместе с детьми смогут совершать велопрогулки.
На самое главное, благодаря велодорожкам велосипедисты будут передвигаться по городу с большей безопасностью, если, конечно, дорожки для велотранспорта обустроить правильно, отделив от проезжей части и тротуаров бортовым камнем.
Велодорожки в городе - аргументы "против"
В «велосипедной бочке меда» есть ложка дегтя в виде необустроенных дорожек. Зоны движения для двухколесного транспорта часто недостаточно хорошо обозначены, не отделены от проезжей части и тротуаров, поэтому мешают пешеходам и водителям. Это вызывает раздражение у всех участников движения, а беспорядок сводит на нет саму идею велодорожек, как безопасной зоны передвижения велосипедистов.
Согласно п. 5.45 СНиП 2.05.02-85 велосипедные дорожки должны быть огорожены разделительной полосой шириной 1 метр, окаймленной бортовым камнем. Тогда все участники движения будут чувствовать себя в безопасности. Но такие требования не всегда выполняются.
Укладываемый вдоль велодорожек бортовой камень, согласно проекту PRESTO по развитию велосипедного движения в европейских городах, ТКП 45-3.03-227-2010, СНиП 2.05.02-85 и Методическим рекомендациям Минтранса от 17.08.18, должен отвечать следующим требованиям:
Характеристика бортового камня Требования
Расположение бордюра Окаймление. Возможна укладка двойного бордюра с разделителем в виде мощения или асфальтовой полосы.
Форма Полукруглый или прямоугольный без скошенной верхней грани. Это нужно, чтобы велосипедисты не задевали его педалями.
Цвет Желательна окраска в белый цвет.
Тип Монолитный или сборный.
Высота над дорожным полотном со стороны дороги 100-120 мм.
Высота со стороны велосипедной дорожки 50-70 мм.
Высота при приближении к перекресткам Снижающаяся.
В условиях большого города выполнить эти требования достаточно сложно, но, поскольку весь мир захватила «велосипедная лихорадка», постепенно Россия придет к международным нормам. Тогда двухколесный транспорт в российских мегаполисах станет таким же многочисленным, как в европейских городах.